ЭТАЛОННЫЙ ТЕМБР ГОЛОСА И МЕТОДЫ ЕГО НАХОЖДЕНИЯ
ЭТАЛОННЫЙ ТЕМБР ГОЛОСА И МЕТОДЫ ЕГО НАХОЖДЕНИЯ
Готового эталонного звучания голоса от рождения никто не имеет. Этот звук есть результат длительной и упорной работы. При воспитаниитембра голоса необходимо получить представ-ление о качественном эталонном звучании его. Лучше, если этот тембр звучанияпродемонстрирует педагог, либо другой певец, но можно использовать и записи выдающихся певцов. По характеру звучания этот звук оченьхорошо резонирует, со-провождается яркими вибрационными ощущения, обладает темным колоритом, легко прорезает любое звучание оркестра,его сила звучания увеличивается во много раз по сравнению с другим звуком. При этом не требуется для его воспроизводства никакого нажатияили давления на гортань. Этот звук дает возможность любой гласной звучать четко, закончено в фоне-тическом отношении. На каком бырасстоянии от поющего не находился слушатель, у него возникает такое ощущение, что певец поет непосредственно ему в ухо. Самые трудныегласные "И" и "У" произносятся легко, звучат полно, ясно, отчетливо. Помимо указанной характеристики эталонное звучание голоса обладаетследующим преимуществом:
1. Оно выявляет максимальную ценность и красоту звучания голоса певца.
2. Такой голос не стареет до конца жизни.
3. Оно позволяет певцу развивать максимально мощное зву-чание его голоса, не нанося при этом ему никакого ущерба.
4. Развивает предельную неутомляемость голосового аппара-та.
5. Позволяет поющему наиболее полно передавать слушате-лю его психологическое состояние.
6. Прикрытие голоса при этом звучании осуществляется на несколько полутонов ниже обычного перехода и происходит совершенно незаметнодля слушателей. Голос становится как
272
бы единорегистровым и нигде в нем не ощущается швов шга изменения тембра.
7. Дает максимальную свободу звукоизвлечения на всех уча-стках диапазона.
Если это звучание певцу не было знакомо, он может пропеть и без него всю жизнь, но его голос многое потеряет от этого во всех отношениях.Работать над усовершенствованием тембра надо всю жизнь. Умение быстро настраиваться на эталонное звучание дается с большим трудом иприсуще высокоодарен-ным мастерам пения. Поиски эталонного звучания голоса надо проводить параллельно с основной работой по выработкеды-хания, звуковедения, голосообразования. Нельзя отрывать обу-чение певца и концентрировать его внимание лишь на восп-роизведениитакого эталонного звука. Все приходит постепен-но. Выявлению эталонного звучания голоса способствует ос-ваивание приема мычания(нычания) сначала на неболыном, а затем на полном дыхании. При этом такое звучание удачнее формируется на переходных нотах. Хорошотренироваться в прочтении текста перед болыиой аудиторией, или на открытом пространстве. При этом стараться все свое внимание обращать не на качество произношения, а на то, чтобы сохранить весь смысл прочитываемого текста, и чтобы каждое слово и слог были хорошо слышныдаже далеко сидящим лицам. Занимаясь такой тренировкой, необходимо следить за тем, чтобы не пе-рейти на крик, а стараться использовать дляувеличение силы звучания голоса лишь резонирование звука. Можно читать сти-хи с выражением и сохранением смысла, или читать книгу,лежа на спине, при этом чтобы голова была на подушке в приподнятом положении, и, читая, отмечать правильное резо-нирование груди ихорошо ярко звучащий голос в комнате. Нередко от случайного нахождения эталонного звучания до его сознательного повторения проходятмногае месяцы.
Важно не прерывать занятия. Лучше заниматься усовершен-ствованием тембра звучания голоса после проведения вокаль-ного занятия, когдаголос уже хорошо разогрет и установилось дыхание. Как правило спустя час, полтора после занятия. Спо-собствуют вьшвлению такогорезонирования и утренние упраж-нения дикционного плана. Эталонный звук голоса порождается совершенно другам механизмом работыголосовых связок при самом малом посыле дыхания. Потом, когда гортань привыкнет к этой механике работы, можно давать на нее болыпуюна-грузку и увеличивать силу звучания голоса. Лучше это звучание выявляется на гласных "И" и "У", на которых обычно каждому человеку даетсяочень трудно йх произношение. Как только выявляется правильное их резонирование, они приобретают
273
легкость звукообразования и свободу звучания. Они как бы улетают в пространство. Причем поющий или произносящий их ощущает весь ихспецифический темный колорит и яркие виброощущения за передними верхними зубами. Это настолько необычные и яркие ощущения, чтотренирующийся запоминает их сразу и навсегда. Именно головной резонатор дает такую необычную окраску голоса. По-настоящему тот и поет,кто уме-ет переносить звучания голоса в голову. Именно это резона-тавное звучание, так называемый итальянский резонанс и обес-печиваетяркость и полетность голоса, его неутомляемость и долговечность. У человека нет никаких других возможностей в голосе, кроме как найти эторезонирование. Это основной сек-рет пения и основная его возможность. Резонаторную настрой-ку голоса никогда нельзя терять ни при какихситуациях. По-теряв головной резонанс, перестанешь быть первоклассным певцом. Если певец овладевает резонансом, то у него оживает ислово.
Грудной звук стареет, а такой — головной остается на всю жизнь. Только использование этого механизма резонирования создает возможностьпения той окраской голоса, той техникой, которая соответствует итальянскому эталонному звучанию — эталону пения. И это резонированиедолжно сохраняться не-зависимо от характера посыла звука, который может быть по-строен болыие по вертикали или по горизонтали. Верхниено-ты, начиная от "ля" первой октавы (для теноров) должны це-ликом носить головной характер. Только немногим счастлив-цам удаетсясохранить на нем грудной резонанс. Звучание с болыпим головным резонированием должно субъективно ощу-щаться певцом как вибрация вобласти маски — у теноров где-то над небом, в скулах лица. У басов чаще всего за передними зубами. Потом, когда этот механизмголосообразо-вания усвоен и связки к нему привыкли, то голос можно до-водить до любой степени форте. Но работать надо всегда на небольшом крытом звучании. Именно этот способ звучания дает незаметный переход вверх при пении гаммы. То есть голос становится как быединорегистровым. Итальянцы начинают по-иск такого звучания с переходных нот и опускают характер звучания этих переходных нот нанижнюю часть диапазона. При использовании же гласного "У" лучше тренироваться на средней части диапазона. Так как этот гласный темныйсам по себе, и при его пропевании прикрытие должно осуществляться на квинту ниже переходных нот. Только при этом условии сохраняетсяединство тембра на всем диапазоне при пропева-нии этого гласного. Тренируясь на "мычании" следует также
274
стараться выявить этот механизм звучания в пределах (для те-нора) от "си" малой до "ми" первой октавы.
Если же пытаться повысить уровень пропевания гласных, то у неопытного ученика это вызовет сжатие гортани и судорож-ное напряжениемышц, а в таком положении невозможно сво-бодно управлять настройкой ротоглоточных полостей. Найдя это резонирование, следуетпостоянно воспроизводить его сна-чала на той же ноте, а затем, когда уже научишься настраивать голос быстро на такое звучание, можнопропевать эту ноту и постепенно распространять такое звучание вверх и вниз по ди-апазону голоса. Этот механизм звучания и дает ровностьголоса по всему диапазону его. Такой голос легко извлекается и дает максимальную силу звучания и максимальную его легкость в достижениисамых высоких нот. Раннее прикрытие проходящее при таком способе звучания обеспечивает сохранность голоса. Сохраняя такое прикрытоезвучание выше частоты перехода, можно петь как бы открыто, и при этом получаются изуми-тельные верхние ноты. Помогает нахождениютакого резони-рования мысленный посыл голоса в пункт неба, над которым находятся ноздри. Когда такое резонирование будет найдено, надомысленно пропевать или проговаривать все гласные звуки этим тембром. Это мысленное произношение очень важно, так как именно оно даетправильную установку ротоглоточного ру-пора, меняя натяжение мышц, участвующих в голосообразова-нии. При таком способе тренировкинадо запомнить на какой гласной проявился резонанс. Лучше такую тренировку прово-дить в большом помещении или на открытомпространстве и постоянно следить за чем, чтобы звучность и сила голоса уве-личивались не за счет крика-давления на гортань, а именно за счетправильного резонирования и легкости звучания голоса. В маленьком закрытом помещении любой голос звучит громко, на улице же он будетзвучать громко лишь при условии пра-вильного резонирования. Занятия на открытом пространстве следует проводить только в теплое времягода и следить за тем, чтобы окружающий воздух не был засорен пылью, газом. Даже одна выкуренная сигарета лишает тренирующегосяспособности качественного нахождения резонирования. В сухую жар-кую, дождливую погоду и на морозе заниматься нельзя. Для тенорав поисках правильной резонансной настройки голоса можно использовать гласную "Е". Хорошо использовать в уп-ражнениях сочетания гласныхА, Ы, У в восходящем движении. Так чтобы гласная "А" начиналась в центре или внизу диапа-зона голоса, Ы приходилась на нотусоответствующую прикры-тию голоса закрытой гласной, а "У" попадала на переходную
275
ноту открытых гласных. (Ах ты душечка). И пропевать это им-провизированное упражнение в различных тональностях.
Каким бы красивым не казался тренирующемуся его звук, если нет ярких вибрационных ощущений за передними зубами и над небом, это не тотзвук, и работу по совершенствованию звучания своего голоса нужно продолжать. Правильный эта-лонный звук голоса имеет специфическийколорит — этот звук темный и очень красиво звучит, он заполняет весь зал, округ-ленный и ровный на протяжении всего диапазона. Онвызы-вается не усилением гортани и не кряканьем, а мягкой эла-стической подачей дыхания. Весь свой интеллект и все свои силы надонаправить на выработку этого механизма звучания. Это должно быть для певца главным критерием в постановке голоса. Резонативнуюнастройку голоса никогда не следует те-рять ни при каких ситуациях. Потеряв головной резонанс, пе-рестаешь быть певцом. Поэтому, когда впартиях надо произ-носить слова, нельзя терять резонанс. Сначала резонанс, а по-том произношение. Когда певец овладевает резонансом, у него оживает и слово. Только максимальное использование резони-рования дает возможность петь той окраской голоса и той тех-никой, котораясоответствует итальянскому эталону звучания. Вне головного резонирования не может быть эталонного пения. Если певцу при внутреннемощущении легкости удается уста-новить наиболее удобный, берущийся без напряжения тон сво-его голоса в пении или произношения слова, тонужно поста-раться зафиксировать его мышцами и слухом. И затем под-страивать к нему звучание всех остальных тонов. Это настройка голоса, ане распевание. Как только звук правильно настроен, он приобретает способность усиливаться до любой степени громкости без испытываниянапряжения поющим. Это говорит о правильном озвучивании резонаторов. Голос приобретает ме-талличностъ оттенка, резко увеличивается егообъем и массив-ность. Особенно важно сохранить и грудное резонирование, и головное одновременно. Правильное использование грудного резонирования влияет на легкость и верность голосообразова-ния. Оно также должно сохраняться и на форте, и на пиано. Голосовая мускулатураможет быть настолько подчинена слуху, что достаточно лишь одного правильного звукового представ-ления для ее мгновенного и правильногодействия. Хорошо поющий и правильно говорящий человек знает как поставить мышцы, занятые звукоизвлечением, чтобы создать нужноезву-чание голоса. При освоении приема мычания, если последнее начинает более менее свободно звучать, пусть еще и не сопро-вождаетсяяркими вибрационными ощущениями и, следова-тельно, правильной резонансной настройкой, таким способом
276
все же уже можно проводить распевочные упражнения, оара-батывая на таком темном звучании приемы дыхания и расши-ряя диапазон голоса.Работу же по выявлению эталонного зву-чания на мычании следует продолжать параллельно. Сочетание дикционных тренировок с мычаниембыстро дает результат вы-явления резонирующего звука.
Правильной установки ддя этой же цели при звучании с открытым и закрытым ртом способствует поднимание верхней губы и одновременноерасширение ноздрей. При этом певец должен мысленно произносит буквыь "К" и "Г". Это дает установку ротоглоточного рупора в позициюзевка. Воздушную слрую при этом надо направлять не вверх, к носу или зубам, а в нижнюю часть гортани. Направлять ее надо спокойной, но решительно. Появление вибрационных ощущений в области верхней челюсти и за передними верхними зубами укажет на то, что атака звукапроведена правильно. Правильное звучание всегда сопровождается ошущением: как бы широким вытека-нием струи воздуха через гортань. Еслине делать такой уста-новки, то последует безвольное расслабление как наружных мышц, так и внутренних мышц, устанавливающихротоглоточ-ный рупор в позицию певческого зевка. Кроме того поднятая, как бы квадратная, верхняя губа влияет на установку мягкого неба,приподнимая и порой даже запрокидывая вверх малень-кий язычок. Это создает купол для округления звука и спо-собствует распространениюего вперед и вверх и ощущению головного резонирования, а также ощущению звука на губах, зубах и в переносице. Все эти установки позволяюттакже осу-ществить правильное натяжение голосовых связок, что в ко-нечном счете в сочетании с правильным атакированием и даст резонативный певческий звук. В последующих же вокальных тренировках задача певца вытренировать и развить эти мышцы, которыеспособствуют правильной установке ротоглоточного рупора. Если у обучающегося пению еще не достаточно развиты мышцы, управляющиеположением гортани и натяжением го-лосовых связок, то следует пользоваться галстучным приемом. Он кроме этого помогает осуществитьправильный глубокий и молниеносный вдох всем объемом легких, а этот вдох приводит к сильному понижению гортани и, следовательно, квыработке наиболее эффективной технике звукообразования. Поиск эта-лонного звучания в таком случае следует проводить на хорошо опертоммычании, начиная с переходных нот. При выявлении при этом эталонного звука певец уже с момента атаки ощущает очень яркое и головноерезонирование. Даже после прекраще-ния образования такого звука у него и у стороннего слушателя остается такое впечатление, что звук ещепродолжает звучать
277
в пространстве и никакой посторонний звук не в состоянии его заглушить. Научившись воспроизводить такой звук следует запомнитьнапряжение брюшного пресса, и особенно подло-жечного круга, а также положение тела, напряжение мышц спины, положение груди и т. д.,чтобы в последующем уметь быстрее выходить на это звучание. Опыт управления настрой-кой голоса — это основа опыта певца и без такогоопыта певца нет. Этот опыт всегда приобретается самим учеником, и ос-новная задача педагога — помочь формированию такого опыта.Ориентироваться при этом надо всегда на звучание голоса. Пусть установка тела не совсем обычная. Это не главное. Глав-ное состоит в том,чтобы звук голоса был правильным. Потом лишние движения отпадут, когда ученик закрепит это звучание. Такая однородность звука на всемдиапазоне голоса достигается тем, что как верхние, так и нижние ноты построены у певца точно и строго в одном и том же месте. Слух и певца,и педагога должен быть прежде всего направлен на формирование качественного звучания голоса. Если при этом допускается не-котораянеточность интонации, то не следует обрывать занятие, так как это только будет дополнительно сбивать позицию зву-чания. И главное, нельзядопускать скачков в голосе при пе-реходе с одного тона на другой. Скачки указывают на измене-ние положения гортани, а это приводит красшатыванию го-лоса. Конечно, переход в верхний регистр вносит некоторые изменения резонанса, и прикрытие также изменяет положение голосовых связок. Но если звук правильно устроен внизу, а затем осторожно переведен вверх в головное звучание, то голос получается ровным.У правильно обработанного голоса, даже самым опытным слухом не заметашь перехода и изменения в голосе на нем. Все ноты кажется звучат водном и том же месте. Голос движется легко по всему диапазону. При этом нельзя нажимать внизу, так как это может вызвать нарушение механизма звукообразования, он изменится, и вновь голос пе-рейдет только в грудное звучание. Тренируясь на закреплении звучания голоса,всегда следует следить за тем, чтобы в поло-жении гортани ничего не менялось, не двигалось при переходе с гласной на гласную или с тона натон, так будто бы голосовой аппарат у тебя из металла. Никогда нельзя форсироватъ разви-тия голоса. Это ведет к его деградации и ухудшениюзвучания. Никогда нельзя кричать. Только спокойное дыхание дает пра-вильный резонативный звук — тон. Особенно следует следитъ за тем,чтобы голос в своем верхнем участке не пошел назад. Это приведет к его габели. Надо голос больше опирать и по-сылать вперед. Если ученик неимеет правильного представле-ния о таком эталонном звуке, то нужно прислушаться к пению
278
птиц и к звукообразованию хищных птиц. Правильный эталон-ный звук — это не тот звук, который получается при ударе по клавише рояля, атот звук, который продолжительно звучит в пространстве даже после прекращения его извлечения, который обогатился звучанием самогопространства. Хотя, если занятия проводятся в открытом поле или лесу, ему то казалось бы и резонировать негде, но он звучит и звучит ввоздухе, как эхо. Птицы перекликаются таким звуком в спокойном полете на расстоянии многих сотен метров. Прислушиваясь к их звуку можноотметить, что он издается легко, как бы одним прикос-новением дыхания.
Распространению же громкости звучания этого звука не ме-шает ничто. Он хорошего наполнения, очень громкий, хорошо резонирующий и всевремя чувствуется, что его птица произ-водит без какого бы то ни было труда и затраты сил. Явно также слышно, что это не крик, а темный,хорошо резониру-ющий в верхнем резонаторе черепа, звук. И хоть подача ды-хания для образования такого звука совсем небольшая, в нем чувствуется и сила, и его мощь перспективного развития. Вос-произведя такой звук хотя бы раз, ученик никогда не забудет его звучание и будетпостоянно к нему стремиться.
Певец может сохранить свой голос свежим и молодым толь-ко посредством присоединения головного резонирования ко всем остальнымположениям звука. Только благодаря головно-му резонированию голос не устает, не перенапрягается, и до-стигается совершенная ровность егодиапазона, причем для всех голосов, а также достигается увеличение их объема. В этом кроется великая тайна певцов, сохранивших голосмолодым до глубокой старости. Техника пения лишь помогает преодолевать вокальные трудности, но у певца от рождения должна быть творческая чувствительность к звуку и восприимчивая душа. Важнейшей же, основной задачей вокалиста и являются поиски яркого звучаниязвонкого "эхо", получаемого одновременным включением во время выдоха "пневматической" трубки в трубку резонатора. Эта одновременностьопределяет наилучшее звуча-ние звука и слова. Когда выходишь на такое эталонное звуча-ние, неимоверно возрастает и сила, и красота звука, исила, внутренних ощущений вибрации.
Назад к списку