Крестовоздвиженский храм г.Рязани (Д-Песочня) Рязанской Митрополии РПЦ Московский Патриархат - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ЭТАЛОННЫЙ ТЕМБР ГОЛОСА И МЕТОДЫ ЕГО НАХОЖДЕНИЯ

 

ЭТАЛОННЫЙ ТЕМБР ГОЛОСА И МЕТОДЫ ЕГО НАХОЖДЕНИЯ

Готового эталонного звучания голоса от рождения никто не имеетЭтот звук есть результат длительной и упорной работыПри воспитаниитембра голоса необходимо получить представ-ление о качественном эталонном звучании егоЛучшеесли этот тембр звучанияпродемонстрирует педагоглибо другой певецно можно использовать и записи выдающихся певцовПо характеру звучания этот звук оченьхорошо резонируетсо-провождается яркими вибрационными ощущенияобладает темным колоритомлегко прорезает любое звучание оркестра,его сила звучания увеличивается во много раз по сравнению с другим звукомПри этом не требуется для его воспроизводства никакого нажатияили давления на гортаньЭтот звук дает возможность любой гласной звучать четкозакончено в фоне-тическом отношенииНа каком бырасстоянии от поющего не находился слушательу него возникает такое ощущениечто певец поет непосредственно ему в ухоСамые трудныегласные "Ии "Упроизносятся легкозвучат полноясноотчетливоПомимо указанной характеристики эталонное звучание голоса обладаетследующим преимуществом:

1. Оно выявляет максимальную ценность и красоту звучания голоса певца.

2. Такой голос не стареет до конца жизни.

3. Оно позволяет певцу развивать максимально мощное зву-чание его голосане нанося при этом ему никакого ущерба.

4. Развивает предельную неутомляемость голосового аппара-та.

5. Позволяет поющему наиболее полно передавать слушате-лю его психологическое состояние.

6. Прикрытие голоса при этом звучании осуществляется на несколько полутонов ниже обычного перехода и происходит совершенно незаметнодля слушателейГолос становится как

272

бы единорегистровым и нигде в нем не ощущается швов шга изменения тембра.

7. Дает максимальную свободу звукоизвлечения на всех уча-стках диапазона.

Если это звучание певцу не было знакомоон может пропеть и без него всю жизньно его голос многое потеряет от этого во всех отношениях.Работать над усовершенствованием тембра надо всю жизньУмение быстро настраиваться на эталонное звучание дается с большим трудом иприсуще высокоодарен-ным мастерам пенияПоиски эталонного звучания голоса надо проводить параллельно с основной работой по выработкеды-ханиязвуковеденияголосообразованияНельзя отрывать обу-чение певца и концентрировать его внимание лишь на восп-роизведениитакого эталонного звукаВсе приходит постепен-ноВыявлению эталонного звучания голоса способствует ос-ваивание приема мычания(нычаниясначала на неболынома затем на полном дыханииПри этом такое звучание удачнее формируется на переходных нотахХорошотренироваться в прочтении текста перед болыиой аудиториейили на открытом пространствеПри этом стараться все свое внимание обращать не на качество произношенияа на точтобы сохранить весь смысл прочитываемого текстаи чтобы каждое слово и слог были хорошо слышныдаже далеко сидящим лицамЗанимаясь такой тренировкойнеобходимо следить за темчтобы не пе-рейти на крика стараться использовать дляувеличение силы звучания голоса лишь резонирование звукаМожно читать сти-хи с выражением и сохранением смыслаили читать книгу,лежа на спинепри этом чтобы голова была на подушке в приподнятом положенииичитаяотмечать правильное резо-нирование груди ихорошо ярко звучащий голос в комнатеНередко от случайного нахождения эталонного звучания до его сознательного повторения проходятмногае месяцы.

Важно не прерывать занятияЛучше заниматься усовершен-ствованием тембра звучания голоса после проведения вокаль-ного занятиякогдаголос уже хорошо разогрет и установилось дыханиеКак правило спустя часполтора после занятияСпо-собствуют вьшвлению такогорезонирования и утренние упраж-нения дикционного планаЭталонный звук голоса порождается совершенно другам механизмом работыголосовых связок при самом малом посыле дыханияПотомкогда гортань привыкнет к этой механике работыможно давать на нее болыпуюна-грузку и увеличивать силу звучания голосаЛучше это звучание выявляется на гласных "Ии "У", на которых обычно каждому человеку даетсяочень трудно йх произношениеКак только выявляется правильное их резонированиеони приобретают

273

легкость звукообразования и свободу звучанияОни как бы улетают в пространствоПричем поющий или произносящий их ощущает весь ихспецифический темный колорит и яркие виброощущения за передними верхними зубамиЭто настолько необычные и яркие ощущениячтотренирующийся запоминает их сразу и навсегдаИменно головной резонатор дает такую необычную окраску голосаПо-настоящему тот и поет,кто уме-ет переносить звучания голоса в головуИменно это резона-тавное звучаниетак называемый итальянский резонанс и обес-печиваетяркость и полетность голосаего неутомляемость и долговечностьУ человека нет никаких других возможностей в голосекроме как найти эторезонированиеЭто основной сек-рет пения и основная его возможностьРезонаторную настрой-ку голоса никогда нельзя терять ни при какихситуацияхПо-теряв головной резонансперестанешь быть первоклассным певцомЕсли певец овладевает резонансомто у него оживает ислово.

Грудной звук стареета такой  головной остается на всю жизньТолько использование этого механизма резонирования создает возможностьпения той окраской голосатой техникойкоторая соответствует итальянскому эталонному звучанию — эталону пенияИ это резонированиедолжно сохраняться не-зависимо от характера посыла звукакоторый может быть по-строен болыие по вертикали или по горизонталиВерхниено-тыначиная от "ляпервой октавы (для теноровдолжны це-ликом носить головной характерТолько немногим счастлив-цам удаетсясохранить на нем грудной резонансЗвучание с болыпим головным резонированием должно субъективно ощу-щаться певцом как вибрация вобласти маски  у теноров где-то над небомв скулах лицаУ басов чаще всего за передними зубамиПотомкогда этот механизмголосообразо-вания усвоен и связки к нему привыклито голос можно до-водить до любой степени фортеНо работать надо всегда на небольшом крытом звучанииИменно этот способ звучания дает незаметный переход вверх при пении гаммыТо есть голос становится как быединорегистровымИтальянцы начинают по-иск такого звучания с переходных нот и опускают характер звучания этих переходных нот нанижнюю часть диапазонаПри использовании же гласного "Улучше тренироваться на средней части диапазонаТак как этот гласный темныйсам по себеи при его пропевании прикрытие должно осуществляться на квинту ниже переходных нотТолько при этом условии сохраняетсяединство тембра на всем диапазоне при пропева-нии этого гласногоТренируясь на "мычанииследует также

274

стараться выявить этот механизм звучания в пределах (для те-нораот "сималой до "мипервой октавы.

Если же пытаться повысить уровень пропевания гласныхто у неопытного ученика это вызовет сжатие гортани и судорож-ное напряжениемышца в таком положении невозможно сво-бодно управлять настройкой ротоглоточных полостейНайдя это резонированиеследуетпостоянно воспроизводить его сна-чала на той же нотеа затемкогда уже научишься настраивать голос быстро на такое звучаниеможнопропевать эту ноту и постепенно распространять такое звучание вверх и вниз по ди-апазону голосаЭтот механизм звучания и дает ровностьголоса по всему диапазону егоТакой голос легко извлекается и дает максимальную силу звучания и максимальную его легкость в достижениисамых высоких нотРаннее прикрытие проходящее при таком способе звучания обеспечивает сохранность голосаСохраняя такое прикрытоезвучание выше частоты переходаможно петь как бы открытои при этом получаются изуми-тельные верхние нотыПомогает нахождениютакого резони-рования мысленный посыл голоса в пункт небанад которым находятся ноздриКогда такое резонирование будет найденонадомысленно пропевать или проговаривать все гласные звуки этим тембромЭто мысленное произношение очень важнотак как именно оно даетправильную установку ротоглоточного ру-пораменяя натяжение мышцучаствующих в голосообразова-нииПри таком способе тренировкинадо запомнить на какой гласной проявился резонансЛучше такую тренировку прово-дить в большом помещении или на открытомпространстве и постоянно следить за чемчтобы звучность и сила голоса уве-личивались не за счет крика-давления на гортаньа именно за счетправильного резонирования и легкости звучания голосаВ маленьком закрытом помещении любой голос звучит громкона улице же он будетзвучать громко лишь при условии пра-вильного резонирования.  Занятия на открытом пространстве следует проводить только в теплое времягода и следить за темчтобы окружающий воздух не был засорен пыльюгазомДаже одна выкуренная сигарета лишает тренирующегосяспособности качественного    нахождения    резонирования.    В    сухую жар-куюдождливую погоду и на морозе заниматься нельзяДля тенорав поисках правильной резонансной настройки голоса можно использовать гласную "Е". Хорошо использовать в уп-ражнениях сочетания гласныхАЫУ в восходящем движенииТак чтобы гласная "Аначиналась в центре или внизу диапа-зона голосаЫ приходилась на нотусоответствующую прикры-тию голоса закрытой гласнойа "Упопадала на переходную

275

ноту открытых гласных. (Ах ты душечка). И пропевать это им-провизированное упражнение в различных тональностях.

Каким бы красивым не казался тренирующемуся его звукесли нет ярких вибрационных ощущений за передними зубами и над небомэто не тотзвуки работу по совершенствованию звучания своего голоса нужно продолжатьПравильный эта-лонный звук голоса имеет специфическийколорит  этот звук темный и очень красиво звучитон заполняет весь залокруг-ленный и ровный на протяжении всего диапазонаОнвызы-вается не усилением гортани и не кряканьема мягкой эла-стической подачей дыханияВесь свой интеллект и все свои силы надонаправить на выработку этого механизма звучанияЭто должно быть для певца главным критерием в постановке голосаРезонативнуюнастройку голоса никогда не следует те-рять ни при каких ситуацияхПотеряв головной резонанспе-рестаешь быть певцомПоэтомукогда впартиях надо произ-носить слованельзя терять резонансСначала резонанса по-том произношениеКогда певец овладевает резонансому него оживает и словоТолько максимальное использование резони-рования дает возможность петь той окраской голоса и той тех-никойкотораясоответствует итальянскому эталону звучанияВне головного резонирования не может быть эталонного пенияЕсли певцу при внутреннемощущении легкости удается уста-новить наиболее удобныйберущийся без напряжения тон сво-его голоса в пении или произношения словатонужно поста-раться зафиксировать его мышцами и слухомИ затем под-страивать к нему звучание всех остальных тоновЭто настройка голосаане распеваниеКак только звук правильно настроенон приобретает способность усиливаться до любой степени громкости без испытываниянапряжения поющимЭто говорит о правильном озвучивании резонаторовГолос приобретает ме-талличностъ оттенкарезко увеличивается егообъем и массив-ностьОсобенно важно сохранить и грудное резонированиеи головное одновременноПравильное использование грудного резонирования влияет на легкость и верность голосообразова-нияОно также должно сохраняться и на фортеи на пианоГолосовая мускулатураможет быть настолько подчинена слухучто достаточно лишь одного правильного звукового представ-ления для ее мгновенного и правильногодействияХорошо поющий и правильно говорящий человек знает как поставить мышцызанятые звукоизвлечениемчтобы создать нужноезву-чание голосаПри освоении приема мычанияесли последнее начинает более менее свободно звучатьпусть еще и не сопро-вождаетсяяркими вибрационными ощущениями иследова-тельноправильной резонансной настройкойтаким способом

276

все же уже можно проводить распевочные упражненияоара-батывая на таком темном звучании приемы дыхания и расши-ряя диапазон голоса.Работу же по выявлению эталонного зву-чания на мычании следует продолжать параллельноСочетание дикционных тренировок с мычаниембыстро дает результат вы-явления резонирующего звука.

Правильной установки ддя этой же цели при звучании с открытым и закрытым ртом способствует поднимание верхней губы и одновременноерасширение ноздрейПри этом певец должен    мысленно произносит буквыь "Ки "Г". Это    дает установку ротоглоточного рупора в позициюзевкаВоздушную слрую при этом надо направлять не вверхк носу или зубама в нижнюю часть гортаниНаправлять ее надо спокойнойно решительно.  Появление вибрационных ощущений в области верхней челюсти и за передними верхними зубами укажет на точто атака звукапроведена правильноПравильное звучание всегда сопровождается ошущениемкак бы широким вытека-нием струи воздуха через гортаньЕслине делать такой уста-новкито последует безвольное расслабление как наружных мышцтак и внутренних мышцустанавливающихротоглоточ-ный рупор в позицию певческого зевкаКроме того поднятаякак бы квадратнаяверхняя губа влияет на установку мягкого неба,приподнимая и порой даже запрокидывая вверх малень-кий язычокЭто создает купол для округления звука и спо-собствует распространениюего вперед и вверх и ощущению головного резонированияа также ощущению звука на губахзубах и в переносицеВсе эти установки позволяюттакже осу-ществить правильное натяжение голосовых связокчто в ко-нечном счете в сочетании с правильным атакированием и даст резонативный певческий звукВ последующих же вокальных тренировках задача певца вытренировать и развить эти мышцыкоторыеспособствуют правильной установке ротоглоточного рупораЕсли у обучающегося пению еще не достаточно развиты мышцыуправляющиеположением гортани и натяжением го-лосовых связокто следует пользоваться галстучным приемомОн кроме этого помогает осуществитьправильный глубокий и молниеносный вдох всем объемом легкиха этот вдох приводит к сильному понижению гортани иследовательноквыработке наиболее эффективной технике звукообразованияПоиск эта-лонного звучания в таком случае следует проводить на хорошо опертоммычанииначиная с переходных нотПри выявлении при этом эталонного звука певец уже с момента атаки ощущает очень яркое и головноерезонированиеДаже после прекраще-ния образования такого звука у него и у стороннего слушателя остается такое впечатлениечто звук ещепродолжает звучать

277

в пространстве и никакой посторонний звук не в состоянии его заглушитьНаучившись воспроизводить такой звук следует запомнитьнапряжение брюшного прессаи особенно подло-жечного кругаа также положение теланапряжение мышц спиныположение груди и тд.,чтобы в последующем уметь быстрее выходить на это звучаниеОпыт управления настрой-кой голоса  это основа опыта певца и без такогоопыта певца нетЭтот опыт всегда приобретается самим ученикоми ос-новная задача педагога  помочь формированию такого опыта.Ориентироваться при этом надо всегда на звучание голосаПусть установка тела не совсем обычнаяЭто не главноеГлав-ное состоит в том,чтобы звук голоса был правильнымПотом лишние движения отпадуткогда ученик закрепит это звучаниеТакая однородность звука на всемдиапазоне голоса достигается темчто как верхниетак и нижние ноты построены у певца точно и строго в одном и том же местеСлух и певца,и педагога должен быть прежде всего направлен на формирование качественного звучания голосаЕсли при этом допускается не-котораянеточность интонациито не следует обрывать занятиетак как это только будет дополнительно сбивать позицию зву-чанияИ главноенельзядопускать скачков в голосе при пе-реходе с одного тона на другойСкачки указывают на измене-ние положения гортаниа это приводит красшатыванию го-лосаКонечнопереход в верхний регистр вносит некоторые изменения резонансаи прикрытие также изменяет положение голосовых связокНо если звук правильно устроен внизуа затем осторожно переведен вверх в головное звучанието голос получается ровным.У правильно обработанного голосадаже самым опытным слухом не заметашь перехода и изменения в голосе на немВсе ноты кажется звучат водном и том же местеГолос движется легко по всему диапазонуПри этом нельзя нажимать внизутак как это может вызвать нарушение механизма звукообразованияон изменитсяи вновь голос пе-рейдет только в грудное звучаниеТренируясь на закреплении звучания голоса,всегда следует следить за темчтобы в поло-жении гортани ничего не менялосьне двигалось при переходе с гласной на гласную или с тона натонтак будто бы голосовой аппарат у тебя из металлаНикогда нельзя форсироватъ разви-тия голосаЭто ведет к его деградации и ухудшениюзвучанияНикогда нельзя кричатьТолько спокойное дыхание дает пра-вильный резонативный звук  тонОсобенно следует следитъ за тем,чтобы голос в своем верхнем участке не пошел назадЭто приведет к его габелиНадо голос больше опирать и по-сылать впередЕсли ученик неимеет правильного представле-ния о таком эталонном звукето нужно прислушаться к пению

278

птиц и к звукообразованию хищных птицПравильный эталон-ный звук  это не тот звуккоторый получается при ударе по клавише рояляатот звуккоторый продолжительно звучит в пространстве даже после прекращения его извлечениякоторый обогатился звучанием самогопространстваХотяесли занятия проводятся в открытом поле или лесуему то казалось бы и резонировать негдено он звучит и звучит ввоздухекак эхоПтицы перекликаются таким звуком в спокойном полете на расстоянии многих сотен метровПрислушиваясь к их звуку можноотметитьчто он издается легкокак бы одним прикос-новением дыхания.

Распространению же громкости звучания этого звука не ме-шает ничтоОн хорошего наполненияочень громкийхорошо резонирующий и всевремя чувствуетсячто его птица произ-водит без какого бы то ни было труда и затраты силЯвно также слышночто это не крика темный,хорошо резониру-ющий в верхнем резонаторе черепазвукИ хоть подача ды-хания для образования такого звука совсем небольшаяв нем чувствуется и силаи его мощь перспективного развитияВос-произведя такой звук хотя бы разученик никогда не забудет его звучание и будетпостоянно к нему стремиться.

Певец может сохранить свой голос свежим и молодым толь-ко посредством присоединения головного резонирования ко всем остальнымположениям звукаТолько благодаря головно-му резонированию голос не устаетне перенапрягаетсяи до-стигается совершенная ровность егодиапазонапричем для всех голосова также достигается увеличение их объемаВ этом кроется великая тайна певцовсохранивших голосмолодым до глубокой старостиТехника пения лишь помогает преодолевать вокальные трудностино у певца от рождения должна быть творческая чувствительность к звуку и восприимчивая душаВажнейшей жеосновной задачей вокалиста и являются поиски яркого звучаниязвонкого "эхо", получаемого одновременным включением во время выдоха "пневматическойтрубки в трубку резонатораЭта одновременностьопределяет наилучшее звуча-ние звука и словаКогда выходишь на такое эталонное звуча-ниенеимоверно возрастает и силаи красота звукаисилавнутренних ощущений вибрации.


Назад к списку