Крестовоздвиженский храм г.Рязани (Д-Песочня) Рязанской Митрополии РПЦ Московский Патриархат - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Упражнения для тренировки диафрагмы, брюшного пресса с включением дыхания

 

ставить свой речевой голосможно использовать вначале от-дельные виды дыхательных беззвучных упражнений для разви-тия тех или иныхгрупп мышцучаствующих в процессе фо-нации.

ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Общие указания:

Все занятия проводить в хорошо проветренном помещении.

Не проводить занятия сразу после едыЛучше через полтора часа после приема пищи.

Любое упражнение надо начинать с выдоха.

В летнее время лучше заниматься на улице.

Не заниматься голодным.

Заниматься в одеждене стесняющей тело и движения.

Не дышать шумноВдыхать через носвыдыхать через рот.

Не набирать слишком много воздухаоставить возможность добрать еще если понадобится.

Не поднимать плечи и ключицы при дыхании (за исключением специальных упражнений).

Дышать равномернобез толчков.

Заниматься с перерывами на отдых и не доходя до утомления.

Упражнения для развития диафрагмы и брюшного пресса не связанные с циклом дыхания

Первая позицияживот выпертдиафрагма опущена.

Начнем движение мышц брюшного прессакак бы надувая животВначале не сильно и не долгоизбегая каких бы то ни было неприятных иболезненных ощущенийС освоением этого положения следует увеличиватъ время удержания такой позицииДля этого рекомендуетсямысленный счетХорошо считать заги-бая пальцы сначала до пятиа затемпостепенно прибавляя до десяти.

Вторая позицияживот втянутдиафра™а приподнята.

При тренировках втягивания живота следует делать движениепротивоположное движению в первой позициито есть подтяга-вать живот,имея в виду меру своих возможностейУдержание такой позиции следует также вести со счетом.

Упражнения для тренировки диафрагмыбрюшного пресса с включением дыхания Вьтячшание живота (первая позициядиафрагмаопущена). Исходное положениесидя или стояЛицоруки не напря-женыСмотреть прямо перед собойосанка хорошаякорпус прямойплечиразвернутышея вертикальнаСделать короткий вдохвыпятив животОтпуская животделаем выдохВдох де-

210

1

лать легко через чуть приоткрытый ротПри этом воздух ав-томатически проходит через носПовторить пять раз.

Выпячивание живота на первой позиции с задержкой дыхания.

Исходное положение то жеСделать короткий вдохЗадер-жать дыхание с выпяченным животомОтпустить животделая выдохЗадержкудыхания удлинятьдоводя счет до десятиПо-вторить пять раз.

Вдох на второй позициито есть с втянутым животом (ди-

афрагма поднята).

Исходное положение то жеСделать короткий вдох на вто-рой позиции и задержать дыхание на один счетОтпустить животделая вьщохПриосвоении навыка надо удлинять за-держку дыханиясчитая до десятиПовторить пять разПри задержке дыхания живот остается втянутымСчетвести мыс-

лено.

Переход с первой позиции на вторую.

Исходное положение то жеСделать короткий вдох с выпя-чиванием живота на вторую позициюОтпустить живот и сде-лать выдохПриосвоении упражнения задержку дыхания уд-линять за счет первой и второй позицииСчет вести мысленнопостепенно удлиняя задержку.Повторить пять раз.

Переход со второй позиции на первую.

Исходное положение то жеКороткий вдох на подтянутом животе во время задержки дыханияПеревести дыханиевыпятив животОтпуститьживот и сделать выдох

.Переход из первой позиции во вторую и обратно в первую позицию.

Исходное положение то жеКорогкий вдох на выпяченном животеВо время задержки дыхания подтянуть живот и снова его выпятить.Отпустить живот и сделать выдохЗаниматься следует три-пять раз в день по пять-десять минут.

Тренировка межреберных мышц

Исходное положение то жеВдохрасширяя нижние ребраЖивот немного втягиваетсяВыдох уддиненный с протяжным произношением "пфу".Ребра сжимаютсяКонтролировать пра-вилъность исполнения можноположив ладонь на ребра.

Исходное положение то же.

Вдох  верхушкой грудной клеткиПодышать верхушками легкихПриподнимаем плечи  вдохопускаем плечи  выдохДелать в быстромтемпе несколько раз.

211

Исходное положениележа на спинеДелать полноценный вдох сначала животомпотом добрать грудьюВыдох свободный с произношениемслова "пфу".

Повторить несколько раз.

Тренировка сочетания фаз дыхания с движением

Исходное положение при всех этих упражненияхстоятьноги  на ширине плечХорошая осанкашея вертикальнаПлечи немного развернутыназад.

На вдохе  развести руки в сторонына выдохе  охватить руками плечиприжимая к ним кисти рук как бы обнимая себяНа вдохе  праваярука отводится немного в сторону и назадНа выдохе  правая рука касается носка левой ногиЭто же проде-лать и левой рукойПри наклонетуловища колени не сгибаем.

На вдохе  руки в сторонына выдохе  руки вперед и делаем приседание.

На вдохе  руки согнуты в локтяхна выдохе  прижать локти к колену приподнятой ноги.

На вдохе  руки в сторонына выдохе  захватить руками колени приподнятой ноги и прижать ее к себе.

На вдохе  откинуться немного назадруки согаутыподнятыкисти рук сжаты в кулакиНа выдохе  наклонить туловищене сгабая ног,коснуться пальцами пола.

На вдохе  выпрямитьсяповернуться влевоноги на местеруки в стороныНа выдохе  с поворотом наклониться впередруки назадТо жеупражнение сделать в обратную сторону.

Специальные упражненияподводящие к фонационному дыханию

Выдох с перерывомПосле вдоха выдох делается через нос с остановками.

Активный выдох рывками с произнесением "пфу". Повторить два разавыталкивая 'воздух с силой животомПосле каждого "пфуделатьнебольшую паузуосвобождая животВдох короткий наполняет все легкие.

Выдох черезротузкой струейВыдохнуть плавноопуская грудь и сжимая ребра и одновременно подавая воздух животомВдох-нуть быстро,наполняя все легкиеПовторить несколько раз.

Взять полноценное дыханиеВыдохнутьстараясь удержать вды-хательное положение грудиВначале выдыхать через узкую щель губзатем,когда начнется опускаться грудьвыдыхать через широко открытый рот с протяжением "пфа".

Вдох узкой струейМожно представитькак будто ты пьешь воздух из узкого горлышка пузырькаприставленного ко ртуВдыхать медленно черезузкую щель губв три-четыре приема наполняя постепенно все легкие снизу вверхВыдох делать рыв-

212

камипроизнося "фуфуфу", каждый раз подавая воздух живо-том.

Вдох в несколько приемовКороткий и бесшумный вдох через носЗатем не дышать и медленно считать "Раз-два-три". Ощущая при этом будто бывдох продолжаетсяСнова делаем короткий вдох и задерживаем дыхание по своему усмотрениюЗатем следует третий вдохВьщох идетрывкамиВариант выдоха не рывкома протяжно с открытым ртом на слог "фа".

Легкий быстрый вдох и ощущение опоры дыхания.

Исходное положениестояноги  на ширине плечстоять устойчивоБыстро вдохнуть воздух через нос с полуоткрытым ртомравномернонаполняя легкие снизу вверх и как бы произ-нося "ах". Слегка подтянуть животЭтим создаются условия для хорошей работы голосовых связок.После короткой задержки дыхания следует выдыхать со звуком "с-с-с". Выдыхать нужно ровной струейстараясь как можно дольше не опускатьгрудьКак будто расширяются ребра и вдох продолжается во время выдохаТакая тренировка совместной работы вдыхателей и выдыхателей способствует ощущению их антагонистической борьбе икроме тогоувеличение продолжительности выдоха помогает нахожде-нию чувстваопорыОсобенно большое значение имеет напряже-ние спинныхпоясничных и межреберных мышц и мышц брюшного прессаУдержание припении вдыхательной установки приводит к ощущению напряжения выдыхательной мускулатуры и ощущению столба воздухакак быопирающегося на диафрагмуГлавноенаучиться набирать воздух во все стороны одновремен-но.

Прием Роботнова

Для подготовки дыхательного аппарата к фонационному ды-ханию помогает прием Роботновасделать вдыхательное движе-ние при закрытомрте (нос зажать пальцами руки). При этом диафрагма входит в нужное для пения состояние тонусаа также ошущается сокращение спинныхмышц.

Приведенные выше техника и приемы осуществления брюш-ногосреднего и верхнего дыхания соответствуют отдельным частям дыхательныхупражнений йоговиспользуемых ими в овладении дыханиемСледует знать и техникукоторую они применяют для овладения полнымдыханием

Полное дыхание йогов

Техникастоясидялежа произвольнопо своему желаниюмы оживляем наше туловище путем непрерывного волнообраз-ного движения,связанного с вдыханием и выдыханием воздухаТаким путем мы достигаем полного равновесияПосле выдоха мы медленно вдыхаем через нос(считаем восемь ударов пульса или на счет восемь), при этом чередуя и соединяя последователь-

213

но нижнеесреднее и верхнее дыхание в одном непрерывном волнообразном дыханииПрежде всегомы выпячиваем животпотом расширяемребра инаконецподнимаем ключицы и плечиВ этот момент стенка живота впячивается и выдох произ-водится в следующейпоследовательностичто и вдохВначале втягиваем стенку животапотом сжимаем ребраопускаем клю-чицы и плечивоздух выпускаем черезносОбращаем внимание на точто во время этого полного дыхания наше туловище волнообразно колеблется в такт сменяющимся фазам вдоха и выдоха.

Это дыхание хоть и нефонационного характерано позволяет ввести все дыхательные движения в сферу осознанных ощущений иконтролировать их сознанием.

Все вышеприведенные упражнения помогают развивать опре-деленные группы мышцучаствующие в процессе фонационного дыханияОднаковнимательный наблюдатель отметит одно очень важное обстоятельствоникогда и никем ранее в публикуемых работах не отмечаемоеа именно:все виды дыхательных упраж-нений отличаются от натурального фонационного дыхания темчто в них не участвует мускулатура гортаниНетолько не функ-ционируют голосовые связкино и та мускулатуракоторая позволяет именно поющему или говорящему человеку устанав-ливатьгортань в нужное для фонации положениесогласованное с дыхательными движениями телаА этопрежде всегоснимает дополнительнуюнагрузку на все элементы дыхания иесли поющий с болыпой силой человек ощущает свое дыхание мощ-ным с полной работой всех мышц,участвующих в его осуществ-лении под большой нагрузкойто в указанных упражнениях подобной нагрузкиесли и можно достичьто лишь наотдельные группы мышцучаствующих в фонацииа не на всю дыхательную систему одновременноТо естьустранение гортанноймускула-туры в этом процессе  есть главное отличие всех ввдов техники нефонационных упражнений от естественного фонационного дыхания.

Способ дыхания для певцов имеет первостепенное значениеМожно сказатьглавноежизненно важное значениеКлючичное дыхание  этогибель для певцаЭто мучениясравнимые разве что с мучениями висельникаРеберно-диафрагматическое дыха-ние  это верное дыхание,особенно для женских голосовСамое же сложное и самое совершенное дыхание  это дыханиев котором принимают участие и груднаяклеткаи диафрагмаи животНо это также и наиболее трудное и рискованное дыханиеесли вы не вполне владеете эквелибристикойдыхательного ритмаОбычно все недостатки певцов  голоса певцов  есть результат неправильного дыханияПоэтому его тренировкуследует прово-дить всегдаНужно набирать в себя как можно болыые дыхания

214

и поддерживать его диафрагмой и мускулами животаСледует всегда старатьсячтобы в усиленном дыхании участвовали не только ребра.Дыхание никогда не должно быть расходованным до концаОканчивая фразуследует всегда иметь запас дыхания еще на несколько нотНо вовремя вдоха не следует слишком высоко поднимать грудьА приподняв еенаправить в нее дыха-<. ние и крепко там держать.

Певец получает возможность контролировать дыхание с того моментакогда оно начинает напирать на грудные мускулы сопротивленияЭтоочень важноКак только это ощущаетсяследует экономное и постепенное выпускание дыханияБез ма-лейшей задержки следует посьшать егонепрерывной струей к голосовым связкамкоторые теперь уже в свою очередь регули-руют егоЧем последовательней работает дыхательныйпроцесстем меньшее количество воздуха ударяется о голосовые связкикоторые избавляются таким образом от лишнего утомленияОбразовавположением гортаниязыка и неба нужную формумы направляем проконтролированное и отрегулированное дыхание к тем резонирующимточкам неба или полостей головыкоторые соответствуют данному тонуЭто правило обязательно для всех голосовПри выходе из гортанивоздух (дыханиесразу распре-деляется на два потокаОдна часть направляется в небоа другая — в полость головыРаздельное дыхание идетшаг за шагомподнимаясь все выше и выше без различия пола или индивиду-альности поющегоНо как бы ни был поставлен голосвсегда следует помнитьчто всякая музыка всегда так или иначе выра-жает чувстваа тамгде есть чувствомеханическая передача оставляетвпечатление страшного единообразияПоэтому обяза-тельно должна быть соблюдена интонация вдохао чем неодно-кратно указывал ФИ.Шаляпин.

215


Назад к списку