Крестовоздвиженский храм г.Рязани (Д-Песочня) Рязанской Митрополии РПЦ Московский Патриархат - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПРИЕМ МЫЧАНИЯ (НЫЧАНИЯ) В ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

 

ПРИЕМ МЫЧАНИЯ (НЫЧАНИЯ) В ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Значение приема мычания (нычания) в пении очень велико. Этот прием можно рассматривать как один из основных эле-ментов в постановке голоса. Если необученный вокалист будет избегать этого способа, то он вряд ли может рассчитывать на быстрый успех в своей работе. В самостоятельной же работе певцу без этого приема вообще не обойтись.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИЕМА МЫЧАНИЯ (НЫЧАНИЯ) ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА:

1. Мычание правильно организует механику звукообразова-ния.

2. Уменыпает вредное воздействие форсирования звука на голосовые связки тем, что повышает импеданс со стороны ро-тоглоточного рупора.

3. Помогает выявлению головного резонирования.

4. Помогает ученику и профессионалу-певцу быстро настра-ивать певческий голос.

5. Способствует правильному озвучиванию как верхних, так и нижних резонаторов.

6. Помогает выявить эталонное звучание голоса.

7. Быстрее воспитывает внутренние ощущения у поющего и позволяет развиться сознательному управлению установки ро-тоглоточного рупора.

8. Помогает отработать правильные приемы дыхания и зву-коведения.

9. Охраняет голос от лишних перегрузок.

10. При его использовании достигается более быстрое снятие звука с горла.

11. На мычании раньше происходит прикрытие звука (на квинту до переходных нот при пении с открытым ртом).

290

12. Приводит к быстрому осваиванию ощущения опоры ды-хания.

13. Это основной прием, способствующий успешному само-обучению певца.

14. Дает возможность заниматься звуковыми упражнениями более продолжительное время без ущерба для голосовых связок.

15. Развивает у учащегося правильный контроль за формиро-ванием своего певческого голоса.

16. Позволяет устранить многие дефекты в звукообразовании и звуковедении.

17. Сокращает продолжительность времени, затрачиваемое на обработку голоса (его постановку).

18. Представляет прекрасную возможность певцу сохранять свой голос от переутомления при разучивании музыкальных произведений.

19. Значение этого приема для постановки речевого голоса аналогично.

Несмотря на то, что техника мычания довольно проста, все же встречаются большие трудности в ее освоении. Более того, как правило, необученные певцы издают слабые сдавленные звуки при попытке такого звукоизвлечения. Тогда как правиль-ное мычания сопровождается формированием звука голоса с присущими ему при обычном способе звукоизвлечения характе-ристиками. Поэтому, следует изучать приемы, позволяющие ос-воить правильное мычание с тем, чтобы использовать его эффективность при постановке голоса.

Если просто закрыть рот и попытаться произвести мычащий звук, то у человека привыкшего к горловому звучанию с непо-ставленным голосом получится очень тихий, лишенный всех певческих характеристик звук. Особенно трудности возникают у высоких голосов. Для того, чтобы их избежать и освоить пра-вильно прием мычания, надо прежде всего сконцентрировать мысль свою на том, что мычишь издаешь звук не губами, зубами, носом, а ГОРТАНЬЮ. Голос должен извлекаться из глубины гортани. Но начинающему певцу и это сделать трудно. Поэтому, желательно, чтобы он взялся рукой за область гортани и делал попытки мычать именно этим местом. В основу крите-рия правильности мычания должны быть положены вибрацион-ные ощущения, которые должен испытывать правильно мычащий человек. Как правило, они должны располагаться за передними зубами и над верхним небом. Сразу это не будет ощущаться. Поэтому первоначально внимание певца должно быть направлено на свободное образование и истечение звука, обладаюшего поднотой, звучностъю, сходной со звучанием го-

10 * 291

лоса с открытым ртом. Если это не получается, следует предло-жить обучающемуся спеть звук "А" на середине диапазона голо-са, ближе к его нижнему участку. Так, чтобы эта гласная при звучании была не напряжена и сопровождалась хорошим груд-ным резонированием, насколько это позволяет сделать состоя-ние голоса. Продолжая пропевать эту гласную на одной ноте следует постепенно прикрывать рот. При этом, стараться сохра-нить характер звучащей гласной. И делать это до полного за-крытия рта. Так, идя от звучания с открытым ртом, ученик постепенно научится формировать закрытое звучание с закры-тым ртом.

Если поющий мычит правильно, то у него возникает ощуще-ние, как будто звук вытекает изо рта вместе с воздухом. Одно-временно ощущается расширенная гортань. Звук идет широкой струей, ничего на пути не задевая. Никогда нельзя напирать дыханием вверх. Лучше, если оно как бы стоит на месте, и воздушная струя направлена не вверх, а в нижнюю часть горта-ни. Правильное мычание после его прекращения и переходе к разговорной речи дает хорошее звучание голоса, ясность и чет-кость произносимых гласных и согласных. При этом хорошо резонирует и грудь, и головной резонатор. Мычанием надо за-ниматься всегда, особенно если у ученика разболтан голос и вокальный инструмент еще не приобрел всех необходимых ка-честв: силы, выносливости, вариантов тембра и техники, пла-стичности в пении. Мычание должно всегда захватывать и головные, и грудной резонаторы. Мычать надо не глухо, а звон-ко, собрано и при этом следить за тем, чтобы гортань не двига-лась на всем протяжении упражнений. Звук должен быть звонким, резонирующим. Осваивая мычание можно применять разные простые мелодии и упражнения. Такие тренировки про-водятся на спокойном маленьком дыхании. Постепенно расши-ряется диапазон на мычании. Сначала до переходных нот вверху и до крайних доступных нот внизу. На таком же малень-ком дыхании, но с ярким звуком на мычании, хорошо слыши-мом в окружающем пространстве, можно осваивать и прикрытие звука. При этом следует учитывать, что при совер-шенном мычании прикрытие звука осуществляется на квинту ниже переходных нот, чем при пении с открытым ртом. Если же прикрытие не происходит на должной высоте (для тенора "си" малой октавы), то тогда без вреда для гортани мычание может быть продолжено лишь до переходных нот открытого звучания ("соль" первой октавы для тенора).

Когда такой способ мычания освоени ученик хорошо справляется с пропеванием различных мелодий на мычании,

292

следует учитывать, что такое мычание приводит к тренировке техники звучания со слабым импедансом. Однако, в самом при-еме мычания скрываются гораздо большие возможности, в час-тности, его можно использовать для развития технихи пения с сильным и достаточно сильным импедансом. Если на мычании, производимом на естественном дыхании, открыть рот и, сохра-няя позицию, что-то спеть, то и ученик, и педагог смогут убе-диться в том, что звучание такого голоса характеризуется всеми параметрами техники слабого импеданса. Поэтому можно, со-вершенствуя постоянно такой способ мычания, перейти в по-следующем ко второму этапу его освоения, дающему технику сильного импеданса. С этой целью следует применить мычание на болыиом дыхании с использованием галстучного приема (см. раздел "Галстучный прием"). Освоив мычание на большом ды-хании на центральном участке диапазона голоса, следует добиться сильного мычания, воспроизводимого на продолжительном и хорошо подпертом дыхании

При этом при таком способе мычания прикрытие уже в обязательном порядке должно происходить только на квинту ниже переходных нот характерных для открытого звучания. Тогда прикрытие будет незаметным и без вреда для голоса мож-но продолжать будет такое мычание далыие вверх, распростра-няя его на весь доступный ученику диапазон голоса. На таком болыпом дыхании при мычании следует постоянно стараться выявить эталонный тембр голоса со всеми его характерными признаками. Это ведет к развитию техники сильного и очень сильного импеданса. Такое мычание очень мощное, звук его хорошо слышим во внешнем пространстве, даже если он лишен эталонных характеристик. Как только же находится эталонное звучание на мычании, то сила голоса, его звонкость увеличива-ются дополнительно во многие десятки раз. Такой голос звук прорезает легко любое отдаленное пространство, любой шум. Это вершина мастерства закрытого звучания на мычании у тре-нирующегося и к ней надо постоянно стремиться. Для того, чтобы в процессе мычания варьировать диаметром глотки, сле-дует помимо галстучного приема произносить мысленно текст или отдельные гласные. Лучше гласные "Ы" и "Э". Так как именно они на мычании способствуют выявлению лучшего ре-зонирования полостей. Научившись мычанию как на слабом, так и на болыпом дыхании, можно приступать к освоению звучания с открытым ртом. Если переходишь с мычания на слабом дыхании к звучанию с открытым ртом, то следует сохра-нять ту же позицию гортани, горла, что достигается сохранени-ем характера звучания. Это можно делать на любом участке

293

диапазона голоса. Но лучше всего на его центральной части. На этом же участке диапазона до переходных нот можно трениро-ваться и в переходе к звучанию с естественно открытым ртом с мычания, воспроизводимого на большом дыхании. В последнем случае следует быть особенно внимательным, так как переход с мычания на звучание с открытым ртом будет сопровождаться очень большой интенсивностью звука. Поскольку уже на мыча-нии гортань очень сильно расширена, глотка также расширена настолько, насколько позволяет ее анатомическое строение, связки также натянуты очень сильно, и требуется большое и хорошо опертое дыхание для того, чтобы сохранить ту же пози-цию горла при переходе на звучание с естественно открытым ртом, что одновременно будет сопровождаться очень большой силой звука. Это сделать сложно и учиться этому следует посте-пенно и только на центре диапазона голоса. Если это пытаться сделать на переходных нотах и выше лежащих, то можно нане-сти вред голосовым связкам. Тренируясь подобным образом, следует всегда помнить о том, что если на мычании выявлен эталонный тембр голоса, то такое же звучание следует сохра-нить и при переходе на естественное звучание с открытым ртом. Лишь после того, как научишься переходить с мьгаания на слабом и сильном дыхании на звучание с открытым ртом, с сохранением всех качеств звукообразования, можно осваивать такие переходы на более высоких участках голоса. Либо перей-дя на звучание с открытым ртом на центральном отделе диапа-зона голоса, и, закрепив все ощущения мычания на нем, можно переводить голос на более .высокие его участки, и при этом стараться ничего не менять в горле, сохраняя все ощущения свойственные мычанию.

Способ мычания развивает способность ученика ощущать мышечные установки гортани и приучает к правильному восп-роизведению и использованию зевка, идущего как бы внутрь себя. Это очень важно, так как при пении с открытым ртом начинающий певец не может произвести эту правильную уста-новку "зевка". Мычание же без "зевка" просто не может осуще-ствляться. И кто постарается воспроизвести его, не используя принцип полузевка, тот не получит красивого, свободно звуча-щего голоса и полного звучания на мычании. И его мычание будет просто беззвучным, задавленным и глухим. Следователь-но, мычание способствует и усвоению полузевка и может слу-жить для тренирующегося контрольным эталоном его звукообразования. Для того, чтобы правильно представить ка-кой звук должен быть при мычании, можно прислушаться к звучанию дующего камертона, и тренировками добиваться на

294

закрытом мычании такого же свободного и полного звучания. При овладении эталонным резонированием на мычании, когда интенсивно начинают озвучиваться головные резонаторы, мы-чание сопровождается очень яркими ощущениями вибрации в верхней части лицевого черепа. Голос приобретает чрезмерную интенсивность звучания, легко регулируется даже слабым дыха-нием, приобретается и легкость перемещения его по всему диа-пазону голоса. Мычание становится приятным и кажется, что кто-то издает звук в нашем организме, при этом не требуя от; нас никаких усилий. Дыхание также становится спокойным и не требуется никаких усилий для его набора и расходования. О™ечается необычное чувство легкости во всем организме, ко-торая несоразмерна с интенсивностью звучания. Если раньше певцу требовались даже для поддержания такой интенсивности звучания большие мышечные усилия, то теперь на смену им приходит чрезмерная легкость звукообразования и звукоизвле-чения, несмотря на то, что сила звука возрастает во много раз. Отмечается, вообще, необыкновенное чувство легкости во всем организме. Однако, всегда следует помнить, что переходить с большого мычания на звучание с естественно открытым ртом можно только после того, как распелся на мычании не меныпе часа. Только это условие дает певцу возможность сохранить позицию гортани и горла. И лучше первоначально тренировать-ся этому приему перехода на открытой местности или в очень большом по объему помещении. Только в таких условиях со-храняется правильная установка групп мышц, участвующих в процессе фонации на мычании у неопытного вокалиста. Трени-руясь, следует добиваться того, чтобы уже на мычании звук попадал в пункт расположения в передней части неба, под ноздрями. Уловив эту позицию, надо мысленно пропевать все гласные "А", "Е", "И", "О", "У", не меняя ощущения места звука у передних зубов. Концентрация ощущений в этой точке ' характеризует правильность звучания голоса. Эти ощущения появляются всегда при правильном звукообразовании и исчеза-ют или не появляются совсем при несовершенном. При переходе на звучание с естественно открытым ртом следует всегда сохранять эти вибрационные ощущения. Переход на звучание с естественно открытым ртом можно делать в два приема. На первом этапе необходимо открыть рот, смотрясь в зеркало, сблизить корень языка с мягким небом, и направить звук к корням верхних зубов (все это делать на мычании, воспроизводимом на естественном дыхании). При таком способе пения невозможно четко произносить гласные, но мысленно их надо формировать.

295

На втором этапе необходимо уже формировать гласные с естественно открытым ртом. При этом надо петь тем же темб-ром голоса, сохраняя высокую позицию звука, и точно посы-лать все гласные к зубам, но дри этом широко открыть горло, то есть опустить корень языка и поднять мягкое небо вместе с маленьким язычком. Звук при таком звукообразовании должен быть темным, сконцентрированным, закрытым. Таким темным закрытым звуком следует произносить слоги как бы на конце языка. То есть близко. Если певцу не поется, то заниматься всегда нужно на мычании. Это помогает поддерживать певче-скую форму, и голос всегда будет эластичным. Надо приучить себя к мычанию настолько, чтобы на этом приеме легко было бы исполнять любое произведение. При таком исполнении уп-ражнений и произведений всегда необходимо вкладывать энер-гаю и живость, а также всегда сохранять смысл пропеваемых на мычании произведений. Освоив этот прием, мычание можно распространять по всему диапазону голоса, от его самых ниж-них до предельно верхних нот. Сразу певец, тем более начина-ющий ученик, не ошутит все характеристики звучащего голоса и не сможет оценить свои внутренние ощущения. Но постоян-но занимаясь голосом, его формированием, и изо дня в день тренируя свой аппарат, постепенно ученик усвоит и ощутит все необходимые характеристики звучащего голоса и научится ис-пользовать их для его настройки.

 


Назад к списку