КОНТРОЛЬ ПРАВИЛЬНОСТИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИИ
КОНТРОЛЬ ПРАВИЛЬНОСТИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИИ
Чтобы научиться разделять правильное звучание голоса от неправильного, певец может пользоваться различными органа-ми чувств, так как звучащий голос обязательно проявляется в определенных изменениях как положения голосовых органов, так и ощущений певца, положения тела поющего и т. д. Ес-тественно также, что физиологически существуют механизмы обратной связи и запомнившиеся разными органами чувств установки и ощущения при воспроизводстве их дадут правиль-ное звучание голоса человека.
Чаще всего певцом используется: слуховой анализатор, мы-шечное чувство, зрительный анализатор, вибрационный ана-лизатор, барорецепторный анализатор. Последний обеспечива-ет контроль за изменением подсвязочного давления во время фонации. Внутренние ощущения, возникающие у певцов во время пения, могут быть выявлены в девяти областях. Это как бы чувстБительная клавиатура поющего.
К ним относятся:
область № 1 — передненебная,
область № 2 — задненебная или область мягкого неба,
область № 3 — заднеглоточная.
В этих трех областях под влиянием звукового давления воз-никают очень четкие вибрационные и мышечные ощущения.
Область № 4 — гортанная. В этой области не должно воз-никать при нормальной правильной фонации никаких ощуще-ний, кроме слабых, рассеянных, иногда имеющих приятный характер, несмотря на то, что здесь создается очень большое подсвязочное давление и огромный тонус смыкания голосовых связок.
Область № 5 — она охватывает весь костяк лица (порой простирается до черепной коробки) и получает вибрационные возбуждения, передаваемые костной проводимостью от хрящей гортани. Эти ощущения нередко очень интенсивные.
116
Область № 6 — внутретрахеальная — эта область внутрен-них возбуждений, которые однако редко бывают осознанными.
Область № 7 — грудная клетка — в ней возникают вибра-ционные рассеянные возбуждения. Ощущения в этой области плохо локализованы.
Область № 8 — область брюшного пресса.
Область № 9 — нижнебрюшная, охватывающая мускулатуру таза и даже'промежности. Здесь возникают двигательные и внут-ренние возбуждения большой интенсивности, создаваемые фо-национным выдохом и очень хорошо ощущаемые. Певцы усмат-ривают здесь "опору дыхания". Тогда как в зоне № 5 они ус-матривают место звучания голоса.
Следует отметить, что у обучающегося пению естественно имеются анатомические и физиологические особенности образо-вания, которые и формируют эту схему чувствителъности. Однако естественно также и то, что в процессе обучения пению эти анатомические образования — мышцы, нервные проводники, мозговые центры и пр. совершенствуются и развиваются так же, как это происходит у любого спортсмена, занимающегося раз-личными ввдами спорта.
Кроме указанных зон внутренних ощущений многае певцы ошущают ту шш иную направленность звука во время пения. У всех мужчин в первом регистре и в малой октаве (от 125 до 250 кол./сек.) создается впечатление, что звук голоса направлен впе-ред и горизонтально. А у женщин в самой верхней кварте второго регистра (от 900 до 1200 кол./сек.) — что звук голоса шправля-ется вертикалъно вверх и к темени. Установлено, что эти ощу-щения направленности возникают у певцов лшпь при возбужде-нии небной области № 1. Как только в этой области возбуждения исчезают, певец сразу перестает ощущать и направленность звука. Это происходит при слабых открытых звуках. Вертикальная на-правленность звука ощущается тогда, когда на последних звуках гортань поднимается вверх. Если же этого подъема нет, то вертикальная направленность никогда не ощущается певцом. Все эти ощущения очень важны, так как они указывают на соответствующую настройку ротоглоточного рупора, а также на колебательные процессы связок гортани. Все выдающиеся голоса отмечают горизонтальную направленность звука голоса без каких-либо участий вертикальных ощущений.
Вся вокально-телесная схема с указанными зонами и ощу-щениями очень важна для человека, так как все певцы и ора-торы, осознавая совокупность своих внутренних ощущений, используют их для оценки качества своего звукообразования и могут приспосабливать свой голосовой аппарат к создавшим-ся условиям. Другими словами, вокально-телесная схема по-зволят им управлять работой чувствительно-двигательных ассо-циаций, охватывающих все органы во время фонации.
118
Важно отметить, что опытный певец-профессионал знает, ка-кую необходимо провести в организме установку для того, чтобы воспроизвести то или иное ощущение. Также он знает, какое следует испытать ощущение и в какой зоне для того, чтобы произошла та или иная установка групп мышц организма. И если работают над голосом уже два профессионала — певец и учитель, то естественно можно использовать любые советы: "не зажимай горло", "опусти гортань", "не сажай голос на связки", "пой на хорошей опоре" и т. д. и т. п. Но при работе с начи-нающим шш неопытным еще певцом такие советы не только бесполезны, но порой и очень вредны. Начинающему ученику необходимо как мфкно быстрее освоить теоретический материал по анатомии, физиологии человеческого голоса.
Наиболее важными факторами правильной настройки и фун-кционирования голосового аппарата являются вибрационные ощущения. Если певец ощущает их во время пения в верхних и нижних резонаторах, что субъективно может им высказываться в таких выражениях: "звук в резонаторе", "звук в хорошей вы-сокой позиции", "звук сочится из глаз", "звук упирается в зубы", "звук звучит в голове", "звук отдается в груди" и так д., то он уверен, что механизм его голосообразования правильный и голос будет крепнуть и развиваться, что он является полетным и звучит в правильной позиции. Но для того, чтобы певец научился ясно и четко воспроизводить эти вибрационные ощущения, должен быть осуществлен механизм, распространяющий эти вибрацион-ные ощущения ох гортани, где с огромной скоростью сокраща-ются голосовые связки и своими сокращениями порождают виб-рацию по всему костно-мышечному скелету челрвеческого орга-низма. Это происходит только тогда, когда певец научится де-ржать гортань в очень низком положении, в котором она плотно сочленяется с костями груди и так устанавливает ротоглоточный рупор, чтобы он сфокусировал основную давящую силу голоса в одном месте. К этому ведет нередко долгий и трудный путь вокального обучения. Причем чем более удачен выбор на-стройки ротоглоточного рупора, тем легче будет совершаться колебание голосовых связок, тем ярче будут вибрационные ощущения. Поэтому эти вибрационные ощущения могут слу-жить индикатором правильной настройки голосового аппарата. Они всегда появляются при такой правильной настройке и никогда не появляются при неправильной. Причем они могут появится и в самом начальном периоде обучения у необучен-ного певца. Задача же состоит в том, чтобы сознательно нау-читься так устанавливать ротоглоточный рупор, чтобы эти виб-рационные ощущения возникали по желанию поющего, а не случайно. Именно на это и уходят долгие годы вокального обу-чения. Причем именно в этом и кроется секрет высказывания: "Чем больше талант, тем большей обработки он требует", и "Что-
119
бы воспитать певческий голос, надо иметь по крайней мере две жизни — одну для того, чтобы учиться, другую для того, чтобы петь."
Вибрационные воздействия не исчезают ни при каких обсто-ятельствах и воздействиях извне. Если конечно они уже ощуща-ются. Поэтому ими можно пользоваться для контроля правиль-ности пения. При пении в любых зашумленных помещениях и при сопровождении любой звучности оркестра. Если эта ощу-щения человек испытывает в пении, пусть даже он не слышит свой голос, он должен знать, что его пение правильное. По-скольку же виброрецепторы, передающие это ощущение, распо-лагаются в основном в слизистой, покрывающей мышцы гортани изнугри, то любые, даже самые маленькие простудные заболе-вания, катары, острые респираторные заболевание и др. могут привести к утрате способности настраивать свой голос, а, сле-довательно, к его, пусть и кратковременной, потере. Об этом надо всегда помнить и оберегать свой организм от простудных заболеваний. Есть еще одна важная особенностъ — используя различные проявления виброощущений в различных местах, а значит в разных резонаторах и формируя эти ошущения, певец может влиять на формирование тембра своего голоса. Кроме того ошущения вибрации улучшают функцию различных органов и систем, задействованных в голосообразовании. Очень хорошо эти ощущения воспитываются при использовании вокально педаго-гического приема — "мычание" и "нычание".
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗВУКООБРАЗОВАНИЯ
Для проверки правильности звукоизвлечения и установки голосового аппарата певцы часто пользуются зеркалом как при обучении, так и в последующей профессиональной работе. Но этим способом можно пользоваться, лишь обладая болыпим опытом пения. Улучшить такой способ контроля можно при преподавании вокала. Есть другой способ визуального контро-ля. Если снять датчики вибрационных колебаний с области верхних резонаторов и через систему приборов передать волну в ввде видимого спектра на экран, то при таком способе кон-троля певец, зрительно наблюдающий за ростом этой кривой, будет стремиться бессознательно так установить ротоглоточные полости, чтобы эти вибрационные кривые возросли и с ними возрастали вибрационные ощущения. Таким способом можно быстрее развить вибрационные ощущения, но в самостоятель-ной работе над голосом этот способ контроля не подходит, а в указанной упрощенной форме он применяется очень часто. Но пожалуй самым дейсгвенным фактором контроля звукообра-зования является юкальный слух и поющего и педагога. При этом надо учитывать, что существует прочная обратная связь между качеством звучащего голоса, его тембром и способностью
120
поющего при помощи своего вокального слуха устанавливать свой голосовой аппарат так, чтобы достигать эталонного зву-чания голоса. Очень важно знать ученику и помнить точное звуковое представление о характере эталонного звука голоса. Вокальный слух, следовательно, — это не звуковысотный слух (музыкальный), а это специфическое чувство, позволяющее че-ловеку координировать работу своего голосового аппарата, за-действуя при этом разные органы чувств: слуха, мышечного, барорецептивного, вибрационного чувств и даже зрения. Таким образом, вокальный слух — это система сложившихся опреде-ленных связей и взаимоотношений между качеством звука го-лоса и мышечными действиями и всем комплексом певческих ощущений, соответствующих образованию этого звука. В про-цессе работы над голосом и стоит основная задача вытрени-ровать эти взаимоотношения так, чтобы можно было певцу быстро настраивать свой голосовой аппарат для извлечения того или иного звучания. Обладатель хорошего вокального слу-ха может сказать, услышав чей-то голос, какие достоинства и какие недостатки в нем. Какие мышцы участвуют в образова-нии звука, как озвучены резонаторы и что необходимо пред-принимать для улучшения данного голоса.
Когда поется восходящая гамма, то певец с хорошо вырабо-танными внутренними ощущениями ясно чувствует, как гортань при переходе к высокому положению звука, поднимается вверх и отклоняется в сторону. Это движение очень незначительное, но появляется такое чувство в горле, как будто все там расши-ряется, и по мере подъема голоса вверх явно ошущается свобода голосовых органов. Когда стараешься выработать головное резо-нирование, следует думать о гласной "Е" или даже об "И" и смешивать их мысленно с гласной "А", вызывая этам мыслен-ным смешиванием то положение языка и неба, которое дает дыханию свободный проход в полость головы — в верхние резонаторы. Надо всегда помнить, что как при пении, так и во время разговора — дикции, задерживать можно только со-средоточенное в груди дыхание. Все же остальное должно быть абсолютно свободным. И самому певцу должно казаться, что нижний тон содержит в себе высоту верхнего. Чем отчетливее у певца вибрационные ощущения в груди, тем лучше и ус-пешнее достигается выравнивание звучности голоса, в его ди-апазоне и его настройка. Многае певцы пользуются вибраци-онными ощущениями для контроля настройки своего голоса вводя их в четко осознаваемые при помощи различных при-емов — кто удерживает кончиками пальцев лацканы пиджака, кто кончик галстука и по тому, как они отзвучивают, судят, правильно или неверно настроен голос и будет ли он в данном случае звучать хорошо.
121
Назад к списку